Специфика профессионального самоопределения личности в современных условиях

В секцию вошли следующие выступления:

Группа СПг-208 (5-й курс) (руководитель Сорокина И.Р.)
Горбунова Н.В. «Стратегия поведения молодого специалиста на рынке труда в условиях конкуренции»
Кондрашина К.С. «Психолого педагогическое сопровождение по преодолению типичных ошибок в выборе профессии»

Группа СПг-109 (4-й курс)
Зайцева Т.С. «Гендерные особенности профессионального самоопределения»

Группа СПг-112 (1-й курс)
Константинова А.С., Кошутина Е.В. «Ценностные ориентации старших школьников»
Логинова А.А., Смирнова М.В. «Связь профессионального самоопределения старшеклассников с их личными особенностями»
Чернова А.А. «Портрет идеального лидера у старшеклассников и подростков»

Наиболее объемной частью в работе второй секции стала тема профессионального определения у детей старшего школьного возраста. Главной проблемой было названо несоответствие профессионального выбора старшеклассников с потребностями рынка труда, что, в свою очередь, приводит к тому, что большинство специалистов работают не по своей направленности. Были выделены факторы, зачастую влияющие на выбор профессии старшеклассниками: существование «трудовых династий», т.е. когда в семье фактически все имеют одно и то же профессиональное образование и выбор ребенка предопределен; нереализованные возможности родителей, т.е. когда кто-то из родителей не смог реализоваться как специалист в той или иной сфере и направляет в нее своего ребенка; реализованные возможности родителей – фактор, совпадающий с фактором «трудовых династий»; связь между самоопределением и личностными особенностями, т.е. старшеклассник планирует идти учиться по тому направлению, к которому он ощущает наибольшую склонность. Значимый вклад в профессиональное самоопределение школьника способны внести школа и родители.
Также обсуждался опыт школы № 36 г. Владимира в профориентации школьников.
В качестве рекомендаций участниками было предложено следующее: проведение тренингов со старшеклассниками; сотрудничество школ с вузами и предприятиями для получения школьниками наиболее полной информации о наибольшем количестве профессий. Также была высказана идея о введении на законодательном уровне обязательной грамотной и высококвалифицированной программы работы по профориентации для учащихся школ.
Основываясь на результатах исследований, проведенных участниками заседания среди старшеклассников, удалось установить следующее: выбирая будущую профессию, большинство молодых людей ставит материальную выгоду на последнее место, однако, уже в выпускном 11 классе большинство юношей предпочитают выбирать наиболее прибыльную специальность. Вероятно, это основано на том факте, что в будущем именно мужской части из числа опрошенных предстоит обеспечивать семьи.
Проблема лидерства у старшеклассников напрямую влияет на самореализацию личности в дальнейшем, в том числе и на то, насколько удачным будет выбор профессии и как пройдет адаптация к новым условиям существования в случае возникновения необходимости смены специальности.

08.07.2013, 2139 просмотров.