Проблема личности в социальной психологии
В секцию вошли следующие выступления:
Группа СПг-111 (2-й курс) (руководитель Дубровина Л.А.)
Гладышева А.С. «Я-концепция личности как социально-психологический феномен»
Метелкина Е.Р. «Социальные установки и стереотипы личности»
Степанова Е.В. «Связь тревожности и успеваемости в младшем школьном возрасте»
Струкова А.Ю. «Связь самооценки и социального статуса в классе у младших школьников»
Шарко М.С. «Связь развития организаторских способностей подростков с их социальным статусом»
Группа СПг-112 (1-й курс) Малюшина М.В., Сударина С.С. «Самооценка и ее коррекция в подростковом возрасте»
Агибалова Н.И., КалетинскаяМ.И. «Связь самооценки и социальных отклонений в поведении младших подростков»
Мищерякова М.А., Шилова А.А. «Связь успеваемости и самооценки у детей младшего школьного возраста»
В ходе работы секции рассматривались проблемы становления личности в школьном возрасте и особенности развития человека в данный период.
Тема Я-концепции личности является на данный момент еще не до конца изученной в мире психологии и тем самым вызывает к себе неподдельный интерес.
Отдельное обсуждение прошло по теме стереотипов в жизни человека. Интересно отметить, что участниками заседания стереотипам была дана разносторонняя характеристика. Стереотипы способны выступать и как «тормоз» для саморазвития и как способ освобождения от рутины существования. В свою очередь некоторые стереотипы являются жизненным опытом, приобретенным нашими предками и помогающим решать повседневные вопросы, не тратя на это большое количество времени.
Особое внимание было уделено вопросу самооценки у школьников младшего и подросткового возрастов. Отмечено, что субъективное толкование обратных связей для человека играет одну из ключевых ролей в его формировании и, следовательно, в становлении его самооценки. Также была отмечена важная особенность создания социального статуса ребенка: обладатели адекватной или завышенной самооценки зачастую становятся лидерами в своем кругу и способны влиять на мнение окружающих, частично меняя тем самым их взгляды и убеждения. Подросток же с заниженной самооценкой легче подвергается негативному влиянию и начинает выстраивать свою линию отклоняющегося поведения. В этом проявляется склонность к саморазрушению личности.
Значимой частью работы секции стало обсуждение проблемы повышенного чувства тревоги у современных школьников. Тревожность в свою очередь способна влиять на самооценку, восприятие окружающего мира и становление личности в целом. Влияние это может носить как негативный (девиантное поведение у обладателей повышенного и пониженного уровня тревожности), так и позитивный (адекватное восприятие окружения и оценка собственных сил) оттенок.
Важным моментом в работе Круглого стола стало то, что выступающие строили свои тезисы на реальных фактах и обосновывали выводы, опираясь на результаты исследований, проводимых ими среди школьников различных возрастных групп. Т.е. заседание Круглого стола тем самым приобрело «живое» звучание, актуальное не только своей тематикой, но и данными, заложенными в выступлениях участников. Благодаря проводимым исследованиям, было выявлена следующая закономерность: у учащихся первых классов самооценка зачастую завышена, тогда как ко второму классу эта картина меняется в диаметрально противоположную сторону. Если среди первоклассников детей с завышенной самооценкой 80%, то среди учеников вторых классов эта цифра значительно снижена. Особенно была подчеркнута связь самооценки и успеваемости ребенка в школе.
Необходимость поддержания адекватной самооценки у детей для лучшего усвоения школьного материала, приобретения положительного опыта в общении со сверстниками и становления личности была выведена в ряд рекомендаций, как для родителей, так и для педагогов. Также была подчеркнута значимость социальной активности ребенка, как внешнего проявления человека в обществе и отражения внутреннего состояния личности.
08.07.2013, 3098 просмотров.